Дежурства – это одна из форм организации труда детей.

Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.
Выделяют три вида дежурства:
- дежурство по столовой
- дежурство по занятиям
- дежурство по уголку природы.
Дежурство по столовой вводится во второй младшей группе. Перед ребенком – дежурным ставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на столы. Одев фартук и колпачок, ребенок раздает чашки и ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные взрослым на раздаточном столе. Воспитатель или помощник воспитателя раскладывают индивидуальные салфетки, чтобы показать дежурному, кто присутствует. Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоциональноположительное отношение к нему.
Основное внимание воспитатель уделяет обучению детей последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки.
В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, назначается 2 дежурных, которые полностью накрывают на стол: раздают индивидуальные салфетки, ложки, вилки, ставят хлебницы, стаканы с салфетками, чашки и тарелки, заранее приготовленные на раздаточном столе. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками.
Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, ложки и вилки складываются в определенную посуду.
Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям (разложить кисточки, поставить баночки с клеем, постелить индивидуальные салфетки и т.д.)
Воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных очень нужна, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.
Ребята группы «Ладушки» будучи детьми средней группы очень умело дежурят и в уголке природы и по столовой. Детям нравится дежурить. Они чувствуют ответственность перед всей группой и воспитателями, поэтому очень ответственно относятся к своим обязанностям.